∧ наверх

Уважаемые друзья!

Мы рады, что Вы заинтересовались историей нашего предприятия.

Она начинается в далеком 1918 году с образования Всесоюзного объединения по распространению печати «Союзпечать»

Деятельность Гродненского областного отдела по распространению и экспедированию печати была организована в декабре 1939 года. Но Гроднооблсоюзпечать еще не было. Как это, спросите вы? Всё просто, тогда она называлась «Союзпечать» и находилось по адресу ул.Ожешко № 4.

Дом по ул. Ожешко, где до войны находилось отделение «Союзпечать». Фото 1940-х гг.

3 декабря 1946 года городское отделение «Союзпечать» переехало на ул. Ленина № 26. Так же был открыт магазин «Союзпечать» по ул. Советская №3.

Дом № 26 по ул. Ленина, в котором в 1946г. находились областной отдел и городское отделение «Союзпечать». Фото 2006г.

 

 

Улица Советская. Здание, куда в 1945г. перевели магазин «Союзпечать». Фото 1952г.

Решением Гродненского облисполкома № 168 от 26 марта 1946 г. было принято «обязать контору Облсоюзпечати обеспечить чайные газетами «Правда», «Известия», «Советская Белоруссия», «Звязда», «Чырвоная змена», «Советский селянин» и журналами     «Огонек», «Крокодил», «Вожик», а также местными газетами в необходимом для них количестве».

За чтением газеты. 1950-е гг.

С 50-х годов был расширен ассортимент торговых точек Союзпечать за счет письменных принадлежностей и культтоваров. Кстати, в 50-х все киоски были деревянными.

Стенд с газетой на Советской площади. Фото 1950-х гг.

Советский рекламный плакат. 1950-е гг.

В 1958 году Областной отдел и городское отделение «Союзпечать» находилось по ул. Ожешко №9. Перечень реализуемых изданий «Союзпечать» насчитывал 25 газет и более 300 журналов.

Дом № 9 по улице Ожешко. Фото 1950-х гг.

В 1959 году большинство газет и журналов выходили лимитированным тиражом        (Комсомольская правда, Советская Белоруссия, Крестьянка, Огонек, Америка, Мурзилка, Знамя Юности, Вокруг Света и др.).

На протяжении 1959—1965 годов были усовершенствованы работа «Союзпечати» и структура её органов, что способствовало улучшению обслуживания населения. К 1963 году в результате целого ряда изменений сформировалась чёткая структура отрасли, способная удовлетворять растущие потребности советских людей в печати.

Киоски «Союзпечать» массово стали появляться в нашей стране только в 1960-х годах, когда белорусскому отделению разрешили использовать 1% прибыли на местные нужды. До этого, конечно, существовали киоски с печатными изданиями, однако торговали они в основном книгами.

В 1960-е годы также происходило техническое переоснащение отрасли: строились новые киоски и магазины «Союзпечати», улучшалось обеспечение транспортом.

С 1965 года в киосковую сеть стали поступать для продажи почтовые и филателистические марки, каталоги и рекламные материалы.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР № 733 от 4 октября 1965 года «О мерах по улучшению издания почтовых марок и торговли ими (пункты 1 и 5), Министерству связи СССР были поручены организация филателии в стране, определение тиражей, тематики издания коллекционных марок, осуществление их реализации и издание каталогов почтовых марок. Филателистические материалы продавались в магазинах и киосках „Союзпечати“ по государственным ценам. Для снабжения членов Всесоюзного общества филателистов ВОФ) коллекционными материалами в торговых точках «Союзпечати» была введена абонементная система. В торговую сеть «Союзпечати» поступали также для продажи другие филателистические товары, например, марочные наклейки.

Кроме того,    «Союзпечать» занималась распространением наборов коллекционных почтовых марок — в виде тематических и годовых сброшюрованных тетрадок и расфасованных в пакетах наборов. Они были главным образом предназначены для начинающих филателистов.

В целях пропаганды филателии в Советском Союзе в 1968 году Главфанспичпром СССР изготовил серию спичечных этикеток «Союзпечать — Филателия».

В 1969 году «Союзпечать» улучшила работу по пропаганде периодических изданий, стремилась полностью освоить рекламную деятельность.

Киоск «Союзпечать» на Советской площади. 1970-е гг.

В 1970 году отдел «Союзпечать», который входил в состав областного управления связи, стал хозрасчетным и имел самостоятельный баланс. Областной отдел «Союзпечать» и городское агентство «Союзпечать» находились по адресу ул. Ожешко №9.

Киоск «Союзпечать» на ул. Ленина. 1971г.

В этом же году Гродненское агентство участвовало в социалистическом соревновании    (повышение производительности, снижение себестоимости, досрочное выполнение плана и т.д.) со Свислочским, Вороновским, Дятловским, Лидским, Могилевским и другими агентствами «Союзпечать». За полную реализацию товара, ежедневное переоформление витрин, перевыполнение плана и т.д. киоскеры получали звание «Лучший по профессии Министерства связи СССР» и получали грамоту, денежное вознаграждение или путевку в дом отдыха.

В 1970–х в киосках «Союзпечать» оформляли стенды и уголки, посвященные памятным датам (25-летие победы над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне и др.)

В 1970–х «Союзпечать» продолжила свое шествие по стране и даже обзавелась новыми дизайнами для своих киосков. Вспоминая эти годы можно отметить, что самые большие очереди выстраивались за газетой «Неделя» (приложение к газете «Известия»). Подписки на нее не было, поэтому приходилось    «вылавливать» ее в «Союзпечати». Привозили ее в субботу в 10–12 часов утра, и, чтобы успеть купить, надо было приходить за пару часов. Доставку осуществляли на фирменном «Москвиче-каблуке», раскрашенном в голубой цвет с белой полосой. Собравшиеся часто высматривали фургончик на улицах, чтобы понять, через сколько минут он приедет. В 1970-х в киосках продавались сигареты и папиросы «Беломорканал», «Север»,   «Прима»,   «Казбек»,   «Опал»,      «ТУ-134»,    «Стюардесса», «БТ».

В 1977 году «Союзпечать» реализовывала не только печатную продукцию, но и парфюмерию, галантерейные товары, табачные изделия, знаки почтовой оплаты, филателистическую продукцию.

В 80-е годы, когда произошли серьезные изменения в политической и экономической жизни страны, областное агентство смогло укрепить финансовую самостоятельность, сохранить рабочие места, своевременно платить заработную плату и иметь прибыль.

Сотрудники Гроднооблсоюзпечать

Сотрудники Гроднооблсоюзпечать

Сотрудники Гроднооблсоюзпечать

К последнему десятилетию существования Советского Союза люди стали воспринимать газетные киоски как часть городской среды.

Сотрудники Гроднооблсоюзпечать

Сотрудники Гроднооблсоюзпечать

До 1989 года Союзпечать кроме реализации периодической и непериодической печати и прочих товаров занималась подпиской. По итогам работы за 1965 год по подписке на газеты и журналы было распространено 801613 экз., насыщенность на 1000 человек населения составила по подписке 731 экз.

  

До 1991 года отрасль Союзпечати находилась в подчинении Министерства связи БССР в составе Республиканского объединения «Союзпечать». Распоряжением Совета Министров БССР №48-р от 06.08.1991 г. объединение вместе с входящими в его состав областными предприятиями передано в ведение Госкомитета по печати БССР      (в настоящее время: Министерство информации РБ).

В декабре 1993 года Гродненское предприятие «Союзпечать» было переименовано в Гродненское областное оптово-розничное предприятие «Гроднооблсоюзпечать». С июня 2000 года ООРП «Гроднооблсоюзпечать» переименовано в Торговое Республиканское унитарное предприятие «Гроднооблсоюзпечать».

В настоящее время наша отрасль является разветвленной системой       (она состоит из 6 межрайонных отделений). Выросла за последние годы торговая сеть предприятия       (в 1968 году она насчитывала 108 киосков, сегодня их – 192).

За последние годы предприятие полностью отказалось от аренды автотранспорта и приобрело собственные автомобили, которые производят доставку периодической печати и других товаров в торговую сеть Гродно и районные центры области.

В основе деятельности предприятия широкий ассортимент (газеты и журналы, книги, открытки, канцелярские и бумажно-беловые товары, галантерея, парфюмерия, детские игрушки, проездные и лотерейные билеты и т.д.), целенаправленное развитие и технологические инновации.

Преимуществом предприятия является то, что подведомственные киоски расположены по всей территории города и области – на остановках общественного транспорта, в жилых массивах, на территории и у проходных промышленных предприятий, в лечебных учреждениях. Наличие в каждой точке товаров повседневного спроса дает возможность обеспечивать высокий уровень обслуживания покупателей.

Предприятие уважает и ценит своих партнеров и всегда с радостью рассматривает новые коммерческие предложения.   

Коллектив работников предприятия бережно хранит и продолжает традиции «Гроднооблсоюзпечать». Руководство предприятия думает о будущем и совершенствует свою систему внедрением и освоением новых, современных технологий.

 

 

 

Выражаем благодарность за оказанное содействие по подготовке материала Саяпину В. Ю.